Электроленд

 
Справочная Аэропорта (8 7222) 36-02-22

Урджар: мал, да удал

В 2008-м, благодаря усилиям акиматов Восточно-Казахстанской области и Урджарского района, АО «Семейавиа», при поддержке авиакомпании SCAT, после 12-летнего перерыва возобновилась работа воздушной гавани в одном из удаленных регионов страны. 

 Старания местных властей и авиаторов оказались не напрасными – уже в 2014 году через аэропорт «Урджар» было перевезено около 10 тыс. пассажиров. Людей привлекает не только быстрота авиасообщения, но и, благодаря господдержке, относительно недорогие цены на авиабилеты. В летний период, начиная с мая, частота полетов из этого аэропорта составляет 5 рейсов в неделю (Семей, Усть-Каменогорск, Алматы).

Если по карте, то ближайшие к Урджару: Семей, Усть-Каменогорск, Талдыкорган находятся по прямой свыше 300 км, а по автотрассе до них – 500 км и более. До железной дороги от Урджара примерно 200 км…– Наш аэропорт – почти ровесник Великой Победы, – рассказывает Болат Бектимиров, – он был создан сразу после Великой Отечественной войны. На грунтовую ВПП в те годы садились По-2, Ан-2,   Ли-2, а позже и реактивные лайнеры Як-40. Воздушное сообщение было не только с крупными городами, но и даже отдаленными аулами. Популярность аэропорта объяснялась близким расположением озера Алаколь. Было время, когда туристов из аэропорта туда, за 154 км, доставляли двумя Ан-2.

В 1978-м в Урджаре построили ВПП с искусственным покрытием длиной 1,5 км и шириной 35 м, которая была реконструирована в 2008 году. 

Сейчас к нам регулярно летает Ан-24 авиакомпании SCAT, порой наведываются частные бизнес-джеты и вертолеты, в прошлые годы базировались Ан-2, выполнявшие авиахимработы. Самый большой лайнер, приземлявшийся у нас – Ан-72. 

Аэропорт принимает и отправляет ВС только в светлое время суток, поскольку не оборудован светосигнальной системой. Летом пилоты ориентируются по знакам и разметке. А в зимний период полоса маркируется конусами, щитами и знаками. 

«Урджар» считается горным аэропортом, поскольку находится на высоте 512 м над уровнем моря и расположен у подножья горного массива Тарбагатай. Кроме того, это запасной аэродром для военной авиации. Но, к счастью, в качестве такового, ни военными, ни гражданскими бортами он еще не использовался. 

 В конце зимы 2010-го, когда в районе буранами и снегопадами замело все автотрассы, воздушное сообщение было единственной возможностью попасть на «большую землю». В марте 2010 года аэропорт обслужил 21 рейс, что является рекордным показателем для небольшого села Урджар… Б. Бектимиров рассказывает, что в данное время аэропорт находится на балансе акимата Урджарского района. Благодаря стараниям районного акима Серика Зайнулдина обеспечивается его круглогодичная работа. Местные власти помогают содержать инфраструктуру аэропорта, выделяя нужную технику и средства. Аэропорт располагает необходимым досмотровым оборудованием, а его территория надежно ограждена.

 

Даже такие обязательные для всех крупных аэропортов атрибуты, как дежурство медиков и пожарных, здесь обеспечивается при поддержке районного акимата. Для встречи и отправки каждого рейса в аэропорт всегда приезжает бригада медиков и пожарный расчет.

И еще одна уникальная особенность аэропорта «Урджар», которой, пожалуй, нет больше нигде в стране – зимой, несмотря на ИВПП, снег с полосы не счищают, а укатывают. Делается это строго по технологии, предусмотренной нормативными документами КГА РК. Для суровых зим Восточного Казахстана это самый оптимальный вариант. Он имеет ряд преимуществ, в том числе и по безопасности полетов, а также позволяет сохранить еще и асфальтовое покрытие полосы.

Что касается коллектива, то в аэропорту «Урджар» работает 13 специалистов различной ведомственной принадлежности. За аэродромное хозяйство, посадку/высадку пассажиров, обработку багажа отвечают работники АО «Семейавиа»: Талгат Абдуллин, Надежда Антонова, Талгатбек Сарбаев, Ришат Киякбаев, Юрий Шестаков, Бауыржан жанатаев, Серик Рахатов. Взлеты и посадки ВС обеспечивают специалисты РГП «Казаэронавигация» Сабит Омаргажиев и Шакир Дюсембаев. Метеообеспечение полетов – за работниками АО «Казаэросервис» Галиной Годзелих и Ольгой Радионовой. Продажей и бронирование авиабилетов занимается представитель авиакомпании SCAT Гульзат Ваказе. 

Благодаря высокому профессионализму и организационным способностям коменданта Бектимирова, коллектив трудится, как одна дружная и сплоченная команда. О разобщенности по ведомственности нет и речи – все сосредоточены на том, чтобы обеспечить безопасность полетов, регулярность рейсов и комфорт для пассажиров. Благо опыта и профессионализма хватает у всех. Например, ветеран предприятия, аэродромный мастер Талгат Абдуллин бессменно трудится здесь с 1974 года. Отличное знание специфики аэропорта, особенностей климата региона и характеристик прилетающих ВС, позволяют ему всегда поддерживать ИВПП, рулежную дорожку и перрон в рабочем состоянии. 

Несмотря на свой пост и полномочия, комендант часто и сам выходит на летное поле с сигнальными жезлами – встречает воздушные суда, заводит их на стоянку, наблюдает за выгрузкой и погрузкой пассажиров и багажа. И пока силуэт авиалайнера не станет точкой в небе – комендант не покидает аэродром…Болат Бектимиров – настоящий авиатор. В 1975-м окончил Славянское летнотехническое училище, трудовой путь начал авиатехником в аэропорту Целинограда, работал в Семипалатинском авиапредприятии, а с 1982-го – в Урджаре, где живут его родители. 

Говоря о развитии аэропорта, комендант надеется на планируемую в ближайшие годы реконструкцию, в ходе которой ИВПП должна увеличиться 

до 2200 м, что позволит принимать более крупные ВС и повысить привлекательность аэропорта этой особенной воздушной гавани

International Airport Semey 2015